Особенности получения технических условий на примыкание строящихся путей необщего пользования
Т.М. Немченко, Е.С.Свинцов, О.Б. Суровцева, С.А. Тришина
(ПГУПС — ЛИИЖТ) Россия
В настоящее время на сети железных дорог эксплуатируется порядка ста убыточных малодеятельных железных дорог, общая протяженность которых составляет порядка 10% от общей протяженности всей сети железных дорог. Расходы на содержание этих дорог почти в два раза превышают доходы от перевозок грузов промышленными предприятиями. Железная дорога несет убытки, обслуживая малодеятельные участки, однако всячески препятствует попыткам промышленных предприятий увеличить грузопоток, и, как следствие, и доходы железной дороги.
Сегодня часто инвесторы проявляют заинтересованность к строительству железнодорожных путей, но обычно речь идет о строительстве подъездных путей необщего пользования, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на балансе того или иного предприятий. Такие подъездные пути примыкают к путям общего пользования, находящимся в собственности ОАО «РЖД», и частенько обслуживаются локомотивами ОАО «РЖД».
За возможность примкнуть к путям общего пользования ОАО «РЖД» требует у предприятия, желающего построить подъездной путь и в перспективе пользоваться услугами ОАО «РЖД» для перевозки своих грузов, выполнения целого ряда требований, т.е. выдает им технические условия на проектирование и строительство железнодорожных путей.
Обязательное получение при осуществлении примыкания технических условий от железных дорог, являющихся подразделением ОАО «РЖД», не предусмотрено действующим законодательством. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» [1] и Постановление Правительства РФ N 233от 18 апреля 2005 года «О правилах примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций» [2] регламентируют порядок получения разрешения на примыкания новых железнодорожных путей к существующим. В соответствии с действующими нормативными актами, владелец новых железнодорожных путей обращается в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое устанавливает соответствие новых железнодорожных путей в месте примыкания к существующим железнодорожным путям общего пользования требованиям нормативных правовых актов, стандартов, технических норм, строительных норм и правил, предъявляемым к строительству и модернизации железнодорожных путей общего или необщего пользования, а также порядку определения мест примыкания, устанавливаемому Министерством транспорта Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 18.04.2005г № 233 установлен перечень документов прилагаемых к обращению о выдаче разрешения на примыкание. Перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. В данном перечне так же не предусмотрено требование о наличии технических условий. Т.е. Правила примыкания путей необщего пользования к путям общего пользования не предусматривают обязательного получения технических условий на проведение данных работ от владельца инфраструктуры общего пользования, коими является ОАО «РЖД». Более того, Постановлением Правительства № 233 от 18.04.2005г. предусмотрено обращение владельца новых железнодорожных путей за получением разрешения на примыкание напрямую в Федеральное агентство железнодорожного транспорта и не предусмотрено наличие какого-либо согласования с владельцем путей общего пользования.
Разумеется, по меньшей мере, некорректным и нелогичным было бы считать, что при осуществлении примыкания к путям общего пользования совершенно не требуется учитывать мнение владельца инфраструктуры. Мы говорим о наличии пробела в существующей нормативной базе, о том, что должны быть четко установленные «правила игры», т.е. нормативно должна быть установлена форма (возможно это и будет называться привычным словосочетанием «технические условия») получения такого согласования, перечислены объективные причины отказа в согласовании, какие требования могут, а какие не должны содержаться в письме о согласовании. Естественно необходимо определить кто: собственник новых путей необщего пользования до обращения в Росжелдор или специалисты Росжелдора в момент установления «соответствия новых железнодорожных путей в месте примыкания» должен обращаться в ОАО «РЖД». Конечно, можно согласиться с требованиями ОАО «РЖД», касающихся технических параметров проектируемого подъездного пути, поскольку перевозки будут осуществляться вагонами и локомотивами, находящимися в собственности ОАО «РЖД». Однако явно неправомерными являются требования железной дороги о проведении за счет предприятия – будущего владельца подъездных путей – электрификации станционных или уже существующих подъездных путей, приобретении и установки новых светофоров осуществлении капитального ремонта путей, находящихся на балансе ОАО «РЖД», или реконструкции станции примыкания. И уж совсем невозможно обосновать законность требований подразделений ОАО «РЖД» об обеспечении фонда оплаты труда и финансировании обучения работников станции, приобретения и установки компьютерной техники или косметическом ремонте станционного здания. Требуется четко разграничивать технические условия и экономические обременения.
Выдаваемые железными дорогами технические условия часто являются кабальными для предприятий и содержат требования по развитию инфраструктуры общего пользования. Как показывает практика, стоимость выдвигаемых ОАО «РЖД» технических условий превышает в несколько раз стоимость проектирования и строительства самого подъездного пути. Технические условия принуждают коммерческие организации инвестировать деньги в ОАО «РЖД» без возможности их возврата, поскольку механизм возврата инвестиций в развитие своей инфраструктуры ОАО «РЖД» не разработан. Иными словами, предприятие не видит реальной возможности вернуть свои деньги, вложенные в развитие частной структуры — ОАО «РЖД». По нашему мнению навязывание одним акционерным обществом своих условий любому другому коммерческому предприятию при строительстве, реконструкции, восстановлении путей или осуществлении примыкания противоречит действующему законодательству.
Следует отметить, что сегодня ОАО «РЖД» является коммерческой, а не государственной организацией. Осуществляя услуги по перевозке грузов, ОАО «РЖД» получает оплату по установленным тарифам на перевозки грузов. Из полученной за оказание услуг выручки ОАО «РЖД» должно производить ремонт всех сооружений и устройств, строительство новых электрификацию существующих путей, увеличение длины приемо-отправочных путей на станции и т.д. На практике ОАО «РЖД» пытается с помощью технических условий возложить затраты на выполнение этих работ на будущего владельца путей необщего пользования – инвестора.
Часто, ввод новых подъездных путей приведет к значительному увеличению грузооборота, освоение которого невозможно без проведения работ по усилению прилегающих участков железных дорог общего пользования или реконструкции станции примыкания. В этом случае структурные подразделения ОАО «РЖД», каковыми являются железные дороги, должны обращаться в Департамент Инвестиций ОАО «РЖД» для получения средств на развитие собственной сети.
В некоторых случаях промышленные предприятия готовы совместно с ОАО «РЖД» финансировать работы по реконструкции или капитальному ремонту станций и путей общего пользования, особенно если планируемый объем грузоперевозок предприятия весьма велик. Однако речь не должна идти о безвозмездной передаче финансовых средств одной коммерческой структурой другой. ОАО «РЖД» и собственник подъездных путей должны заключать договор об инвестировании, это договор о совместной деятельности, в котором оговаривается механизм возврата инвестиций.
Неправомерные требования железных дорог по выполнению технических условий в связи с примыканием к путям общего пользования, являющиеся в действительности экономическим обременением, в некоторых случаях приводит к потере ОАО «РЖД» клиентов: промышленное предприятие в принципе отказывается от перевозки своих грузов по железной дороге и выбирает альтернативные виды транспорта (автомобильный или водный и т.д.).
Литература
1. Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003г. №17-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ «О правилах примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций» от 18.04.2005 г. № 233